Эксперимент по досудебному обжалованию проверок начинается в России

Эксперимент по досудебному обжалованию проверок начинается в России


С 17 августа в России начинает действовать эксперимент по досудебному обжалованию решений контролеров. В рамках эксперимента граждане и бизнес смогут через личный кабинет на портале госуслуг в досудебном порядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, а также действия или бездействие их должностных лиц.

Эксперимент по обжалованию проверок в досудебном порядке начинается во всех регионах России 17 августа и будет проводиться до 30 июня 2021 года. Напомним, Постановление Правительства РФ №1108 о проведении эксперимента подписал Михаил Мишустин 24 июля, отметив, что внедрение электронного формата в сфере контроля и надзора делается для снижения количества злоупотреблений и повышения прозрачности.

Согласно документу, участниками эксперимента со стороны контрольно-надзорных органов станут МЧС, Росздравнадзор и Ростехнадзор. Таким образом, он затронет государственный пожарный надзор, госконтроль в сфере медицинской деятельности, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также в области промышленной безопасности, энергетики и гидротехнических сооружений.

В рамках эксперимента, подать жалобу через личный кабинет на портале госуслуг можно в отношении: решений контролеров о назначении плановой или внеплановой проверки, предписания об устранении выявленных нарушений, мер по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятых в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а также действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

Как заполнить жалобу?   

В жалобе необходимо указать: 

  • наименование контрольно-надзорного органа;
  • ФИО должностного лица, решение и действия/бездействие которого обжалуете;
  • ФИО и место жительства – для заявителя-гражданина;
  • ФИО и место осуществления деятельности – для заявителя-ИП;
  • место осуществления деятельности и наименование – для заявителя - организации;
  • способ получения решения по жалобе;
  • сведения об обжалуемых решениях контрольно-надзорного органа или действий/бездействия его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав заявителя;
  • основания и доводы, на основании которых не согласны с решением контролеров;
  • оригиналы или копии документов, которые подтверждают доводы по жалобе (при наличии);
  • требования по жалобе.

Стоит отметить, что жалоба должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью (от граждан или ИП), усиленной квалифицированной электронной подписью (от организации).

​​​​​​​Чтобы приостановить исполнение обжалуемого решения, заявитель вправе приложить ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

По итогам рассмотрения жалобы контролеры примут одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемое решение полностью или частично;
  • отменить обжалуемое решение полностью или частично и принять новое решение.
  • Принять решение по жалобе госорган должен будет в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы или об отказе в этом.